Знаменитое вологодское сливочное масло потеряло свое место в мире или его ореховый привкус и качество привлекают иностранцев? В истории вологодского масла разбирались «Аргументы и факты» вместе с председателем дегустационной комиссии конкурса «Гарантия качества» (орг. — Федеральный научный центр пищевых систем им. Горбатова) по категории «Молочная продукция» Еленой Топниковой и гендиректором Национального союза производителей молока (Союзмолоком) Артемом Беловым.
Вологодское масло выпускалось в СССР повсеместно, и сливки для него специально не отбирались. Только в середине 2000-х гг. произошло возвращение к принципам, разработанным в 19 в. Сегодня вологодское масло — региональный бренд, разрешение на его тиражирование дает правительство региона.
Главные требования для производителей:
Всем этим требованиям соответствуют 6 вологодских заводов. Остальные производители, размещающие на упаковке названия, созвучные слову «Вологда», дезориентируют покупателей. В разных субъектах РФ остановлены 19 незаконных производств вологодского масла.
В современной России потребление сливочного масла ниже уровня позднего СССР. Если в 1990 г. за год среднестатистический житель страны съедал больше 6 кг, то теперь – лишь около 3. По мнению Союзмолока, за прошедшие годы в магазинах появилось множество новых молочных продуктов, которые потеснили масло.
При этом рост выработки сливочного масла в России превышает рост его потребления, а производство сырого молока каждый год увеличивается на 3–4%. Союзмолоко видит хорошие перспективы восстановления объема экспорта масла и роста, в том числе за счет проникновения в страны Восточной Азии и Северной Африки.
Подробнее о том, что происходит со знаменитым сливочным маслом в статье «В Вологде и больше нигде?» и масляном экспорте в статье «Вернется ли Россия в число лидеров рынка сливочного масла?».